ЛИЧНОСТНЫЙ
РОСТ
Постоянный личностный рост благотворно влияет на поведение и здоровье человека.
Центральным понятием личностного роста можно считать образ собственного Я,
который представляет собой своеобразную психическую и духовную картину самого
себя. Образ себя и степень принятия себя предопределяют рамки человеческих
возможностей, механизм позитивного и негативного мышления, личный практический
опыт, способность преодолевать жизненные обстоятельства, адекватность проявления
эмоций. Таким образом, личностный рост является фундаментальной психологической
стратегией управления собой. Основные положения, касающиеся механизмов
личностного роста в связи с принятием себя и своего здоровья, изложены в работе
М. Мольца (3). “Образ Я” - это общая концепция, представление о своей личности,
которое включает в себя как компоненты телесный опыт, опыт социальной жизни в
обществе и оценочные суждения о себе. В принципе наше поведение всегда
согласуется с “Образом Я”, но “Образ Я” это всего лишь ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о себе,
т.е. картинка, которая может меняться. Активное изменение своего “Образа Я”
связано с механизмом позитивного мышления. Личностный рост - это процесс
нахождения адекватного и реалистичного представления о себе, с которым можно
существовать. “Образ Я” должен быть приемлемым, ему нужно доверять и не бояться
его, его содержание поддается творческому развитию, что способствует приближению
представления о себе к истинному Я человека. Стремление к личностному росту
изначально заложено в человеке. Это стремление реализуется на основе “механизма
успеха”, который является неотъемлемой частью функционирования человеческого
организма и работает на подсознательном уровне. Этот механизм обеспечивает нам
известные и привычные поведенческие акты, например, ходьба, бег, а также другие
автоматизмы и навыки. Данный механизм может быть переведен на уровень сознания и
использован в процедуре личностного роста с помощью позитивного мышления. Основу
позитивного мышления составляют позитивное настроение и процесс формирования
желаемой цели, которой необходимо достичь. В практическом плане работа
“механизма успеха” заключается в генерировании образа цели на основе
деятельности воображения. Таким образом, основой “механизма успеха” является
человеческое воображение. Наш мозг устроен так, что ему все равно на какую
информацию реагировать: реальную или воображаемую. То, что человек думает или
воображает, для мозга тоже есть истина, как и наблюдения, и в этом заключается
сила мышления как информационного процесса. Мысль как носитель информации
заставляет мозг реагировать на эту информацию. Работа с информацией в виде
визуализации или мысленного воображения и есть основной метод личностного роста.
Техника личностного роста заключается в умении мысленно нарисовать себя таким,
каким человек хотел стать, увидеть себя в новой роли или новом качестве. Видение
себя, представление о себе в перспективе является необходимым условием
трансформации и изменения личности. Личностный рост - это специфический механизм
работы с собой, своей личностью, когда собственная личность становится объектом
изучения, трансформации и управления. Предметом личностного роста могут быть и
отдельные качества, и личность в целом. Личностный рост способствует
формированию психической устойчивости и уравновешенности, умению справляться с
собой, преодолевать, а главное, предупреждать различные стрессы.
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ
Правильное проявление своих эмоций - это существенный элемент управления собой,
рационального распределения сил, профилактики стресса и культуры поведения. К
сожалению, нас не учат правильно выражать эмоции, что грозит определенными
издержками на уровне личных переживаний, может послужить внутренним источником
стресса и повлиять на качество межличностных отношений. Являясь древним
механизмом приспособления, эмоции связаны с неосознаваемой сферой психики
человека, но определенным образом могут контролироваться разумом. Этим
объясняется постоянная борьба разума с эмоциями, которая порождает разнообразные
внутренние конфликты, подтачивающие здоровье человека, и выводит на первый план
проблему владения собой. В последнее время психологи заговорили о своеобразном
“эмоциональном интеллекте”, который не только отвечает за проявление эмоций, но
и влияет на умственное развитие человека. Эмоциональный интеллект - это
способность человека понимать собственные чувства, умение поставить себя на
место другого и умение контролировать эмоции для повышения собственной
жизнестойкости. От эмоционального интеллекта зависит характер проявления эмоций.
Важную роль в этом процессе играет самосознание, особенно умение правильно
оценивать свои чувства и эмоции.
По сути, самосознание - это единство эмоционального и когнитивного интеллекта,
которое дает человеку возможность управлять собой и эффективно справляться с
возникшими трудностями. Если эмоциональный интеллект отвечает за проявление
эмоций, то когнитивный регулирует их проявление сообразно ситуации. Еще
Аристотель говорил: “Каждый может проявить свой гнев - это просто. Однако
показать свой гнев кому следует, в должной мере, в нужное время, по делу и
адекватно ситуации - это уже не просто”. Эмоциональный интеллект - это
проявление эмоций в отношении себя и других. Правильно выраженная эмоция - к
месту и ко времени - является благом. Необходимость эмоциональной жизни как
приспособительного механизма заключается в переживании разнообразных эмоций, а
эмоциональный интеллект должен позаботиться об их правильном проявлении.
Воспитание, обучение и умение управлять своим эмоциональным интеллектом
становятся важным этапом в процессе научения управлению эмоциями. Низкий же
эмоциональный интеллект, его неправильная работа могут спровоцировать стресс,
последующую болезнь, а также нарушение межличностных отношений. Как показали
исследования американских психологов, успешное продвижение по службе, те или
иные достижения на работе, а в целом успех в жизни - на 80% зависят от
эмоционального интеллекта и всего лишь на 20% от когнитивного интеллекта.
Повышение эмоциональной стабильности предполагает снижение непосредственного
эмоционального реагирования на проблемы и повышение доли рационального
компонента понимания ситуации, что может быть достигнуто посредством ведения
своеобразного внутреннего диалога. Ведь наши чувства есть отражение нашей
интерпретации ситуации и проблем. Второе - это развитие способности
контролировать эмоции и повышение доли положительных чувств и эмоций. И,
наконец, самое главное заключается в том, чтобы научиться поворачивать эмоции в
нужном направлении.
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Стресс проявляется тогда, когда человек теряет способность адекватно реагировать
на новые требования. Жизнь предполагает постоянное столкновение старого и
нового, постоянное изменение, появление новых требований. Эффективный подход к
управлению изменениями означает, в первую очередь, проведение тщательной ревизии
своей компетенции и оценку новых требований. Общая же стратегия управления
изменениями включает шесть стадий:
1) замораживание - стадия некоторого снижения эффективности деятельности в связи
с новыми требованиями;
2) отрицание изменений - нормальная реакция человека на новое как средство
безопасности;
3) некомпетентность - приспособление старых, привычных способов и методов для
переработки новых требований;
4) размораживание - это нахождение новых ценностей и идей, которые бы
согласовывались с новыми требованиями и изменениями;
5) экспериментирование - попытки нового поведения, в связи с изменившимися
ценностями;
6) замораживание - принятие и закрепление нового поведения.
Перечисленные стратегии - личностный рост, управление эмоциями и управление
жизненными изменениями - являются основными компетенциями человека, которые
позволяют управлять стрессом, предупреждать и преодолевать его негативные
последствия, а в целом управлять своим здоровьем и извлекать новые резервы для
повышения эффективности своей жизнедеятельности.
|
В данном разделе сайта:
|